lsvkiev (lsvkiev) wrote,
lsvkiev
lsvkiev

Парадигма лицедейства

Недавно вне ЖЖ у меня состоялась попытка обсуждения роли кино в современной жизни. Мне давно было интересно, почему я очень слабо воспринимаю современное киноискусство. И хотя дискуссия не получила развития, заглохнув в самом начале, главный для себя вывод я сумел сделать.

Вначале отступление.
Нет смысла говорить про коммерческую сущность появления и дальнейшего развития кино. Это очевидно. Меняются лишь формы получения дохода, от исключительно продажи входных билетов на сеансы до поступлений за аренду рекламного времени. Это ни хорошо и ни плохо. Это факт.
Но что предлагает нам кинематограф за ниши деньги? Эмоции. Визуализированный мир грез. 90 минут серотонина. Как бонус – смех, слезы, ненависть, отчаяние. Отдельные адепты движущихся картинок считают, что жизнь – отражение кино.

Суть
С последней трети 20 века парадигма кинотворчества изменилась. Она перестала обращаться к подсознанию зрителя, и вести его вперед (при этом дорога могла вести как в рай, так и в ад, каждый зритель выбирал свой путь. В середине 1930-х годов советские мальчишки десятки раз смотрели фильм «Чапаев», надеясь, что Чапай выплывет, и в конечном итоге становились, на короткое время, беззаветными патриотами). Парадигма стала обращаться к сознанию. Успокаивать и убаюкивать. Ключевой вопрос культуры «как?» был заменен никчемным ответом «так!».
Никчемность заключается не в его ошибочности, но в его узости. Потому что любой вопрос имеет мировоззренческий, глобальный характер, веками формулируется и оттачивается, а ответ на него ищут зачастую в муках, через кровь и страдания. Универсального ответа на глобальный вопрос просто не может быть. Он зачастую носит частный характер, имеет конкретную локацию и индивидуализацию. И если вопрос «как?» – вопрос каждого, то ответ «так» – решение одного.
Все в мире стремится к упрощению. Здесь нет исключений. Зачастую под начальной сложностью процесса или предмета скрывается иная, невидимая на поверхности, простота. Сложен ли компьютер? Конечно, сложен. Но видим ли мы, пользователи, ее? Нет. Включить – нажать на это. Смотреть фильм – на это. Получить почту – на вон то.
И что имеем в результате? Фильм 2013 Гравитация. Это отличный пример вторжения цифровых технологий в сознание. Игра актеров заменена на компьютерное моделирование. По существу, мимика Сандры Баллок служит декорацией для компьютерной графики. Решал ли сценарист вопросы всего человечества (пусть через конкретных персонажей)? Нет. Решались вопросы сугубо финансового характера. И миссия успешно выполнена.
В борьбе за эмоции зрителя все средства хороши. Потому что количество эмоций прямо пропорционально кассовым сборам и иным доходам от зрелища, возвращая инвестиции на съемку и принося прибыль. И чем проще предлагаемый товар, проще по своей сути, но не значит, что по дешевизне съемок, тем выше эффективность вложений. Возможно, что я неправ; в таком случае, напомните мне, пожалуйста, какое из периодических изданий сейчас публикует для читателей шахматные задачи? Кроме профильных изданий, разумеется. Но ведь известное время назад эта рубрика была так же обязательна, как современный гороскоп. Интеллект в чести у интеллектуалов. Это, кстати, тоже норма. Плохо, что у массы зрителей и здравый смысл в загоне.
В результате кино перестало обращаться к Супер-Эго, а установило контакт с Эго. Вопрос у зрителя Какой я? сменился констатацией Я такой! Количество накопленного видеоматериала позволяет каждому спокойно подобрать себе нужное оправдание. Мне предложили посмотреть сериал Декстер. Первый сезон. Третья серия. Герой убивает ножом медсестру, потому что она не понравилась в профессиональном смысле. То есть вопрос о бесконечной ценности жизни сменился императивом Убий!, если ты считаешь себя правым. И убивают. Масса примеров копирования экранного поведения. Но жизнь – это не кино.
Феномен зомбирования поражает. Не будем говорить про пожилых людей. Взгляды устоялись, дело сделано. Но зрители среднего возраста искренне считают, что ответы на жизненные вопросы находятся в сериалах. И попадают в ловушку, путая причину и следствие. Основа любого сериала – психология. Сериал изначально ориентирован на определенную группу зрителей. Установки и ценности сериала отражают психологию массы зрителей, на которых он рассчитан. В результате нравственные, моральные вопросы даже не возникают, а их место сразу занимают ответы. Безапелляционность рулит.

Итог
Последнее время появился совершенно новый вид киноискусства. Журналистика – творческая работа. Невозможно создавать новости без авторского изложения, без авторского видения любого явления и авторской оценки. Но основа журналистики – по возможности беспристрастное, объективное изложение фактического материала. И мы стали свидетелями того, как в России творчество и факты поменялись местами. Новости отражают не реальные события, а фантазию авторов. И зачастую доверчивые зрители, путая действительность с вымыслом, приносят на алтарь новому кумиру свои жизни. И если бы только свои.
Современное искусство вкладывает в умы зрителей готовые решения. Есть и альтернатива, самому искать решения. Этот поиск – достаточно тонкая грань между созданием вечного двигателя и изобретением велосипеда. Эту грань каждый устанавливает для себя сам. И парадокс: чем шире эта грань, тем спокойнее по ней можно идти, как по равнине в болотистую местность. А чем уже, тем к большим высотам она может привести ищущего. Только забравшись на пик Интеллекта можно увидеть сияющие просторы, оценить преодоленные пропасти и каверзы, восхититься перспективой и получить ответы.
Только ищущий обрящет.
Tags: культурка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo lsvkiev january 22, 2018 09:00 96
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен, и приглашаю разместиться за 10 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments