lsvkiev

Categories:

1956 Первые радости, СССР

Очень интересная по некоторым позициям картина. Федин прекрасный писатель, и его роман, по которому поставлен фильм, очень разноплановое произведение. Тут и первая любовь молодых людей, и тяжкая, беспросветная в нищете жизнь простого народа, и желание политически развитых рабочих изменить социальное устройство общества, и быт купечества, и жандармские сатрапы, защищающие если не конституционный, то законный строй, и творческая интеллигенция. 

Все это воплощено в фильме. Впрочем, было бы логичнее назвать его первой серией, потому что вышедший в том же году 1956 Необыкновенное лето является экранизацией второго законченного романа Константина Федина из трилогии «Костер», его идейным и художественным продолжением.

Сценарист фильма – Алексей Каплер. Тоже непростой мужик. Положил глаз на дочь Сталина, за что отправился на север. Ему не помогло и то, что он был автором всех самых знаменитых довоенных фильмов о Ленине, то есть свою кинематографическую известность он заработал исключительно поприще политической конъюнктуры.

Постановщик – Владимир Басов. Он только как четыре года назад закончил ВГИК. Успел снять два фильма, экранизацию спектакля «Нахлебник» и фильм «Школа мужества», который получил очень высокие оценки как в стране, так и за рубежом. Но признать его самостоятельной фигурой в кинопроцессе никак нельзя. Он находился между Сциллой и Харибдой, между Каплером и Фединым. Оба были более чем заметными личностями, принимали активное участие в руководстве двумя главными, идеологически важными творческими союзами – писателей и кинематографистов. И предложить собственную трактовку фильмов Басов просто не имел возможности.

Это «двоевластие» между политически выдержанным, подлинно большевистским сценарием и высокохудожественным, нередко и лирическим (особенно с помощью длинных панорам) воплощением прекрасно видно в обоих фильмах. В сценарии Каплера – святая вера в правоту партии, в постановке Басова – прежде всего личность, человек. Такой, какой он есть – когда грязный, пьяный, оборванный, когда чистый, порывистый, верующий в идеалы.

К сожалению, акцент фильма постепенно сместился мемуарно-повествовательного к идеологически правильному. Поиски одним из заметных большевиков своего сына есть завуалированная отсылка всех современных (на момент съемок) проблем к тяжелому наследию царского режима. То есть мы стараемся делаем, но слишком нам досталась трудная ноша. Жизнь человека уже не высшее благо, а инструмент работы на партию.

Идеология просто лезет изо всех щелей в каждом кадре фильма. Несомненно, Басов это прекрасно понимал, и во второй серии 1956 Необыкновенное лето бывший купец с необычайной яростью свинчивает с кровати декоративные металлические шары и с глубокой ненавистью бросает их на пол:

- Смотрите, до чего вы довели граждан!

Конечно, в сценарии политически выдержанного и идейно правоверного Каплера такой сцены быть не могло. Нужно полностью потерять связь с реальностью, чтобы считать такой протест бывшего купца серьезным.

Фильм имеет и прямо удивительную положительную сторону. Это озвучка. Голоса актеров – это шедевр, это череда, рокот звуков, которыми наслаждаешься. Только ради того, чтобы послушать фильм, стоило бы сходить на него.

Прекрасные актеры. Виктор Коршунов, Михаил Названов. Владимир Емельянов, Юрий Яковлев, Сергей Плотников, Владимир Дружников, Борис Новиков. Прекрасная игла прекрасных актеров под руководством прекрасного режиссера не смогла победит правильный сценарий, и фильм остался политической агиткой в упаковке из беллетристики.

Прекрасен ли Басов как режиссер? Несомненно. Его харизма актера видна сразу, стоит вспомнить изумительную роль полотера в фильме Георгия Данелии 1963 Я шагаю по Москве.

Харизма режиссера видна не сразу но в перспективе впечатляет. Сразу после окончания института Басов выпускает по фильму в год. Это

1953 — Нахлебник (телеспектакль, совместно с М. В. Корчагиным и Б. Н. Лифановым)

1954 — Школа мужества (совместно с М. В. Корчагиным)

1955 — Крушение эмирата (совместно с Л. А. Файзиевым)

1956 — Первые радости

1956 — Необыкновенное лето

1957 — Случай на шахте восемь

1958 — Жизнь прошла мимо

1959 — Золотой дом

1961 — Битва в пути

1964 — Тишина

1964 — Метель

1968 — Щит и меч

1971 — Возвращение к жизни

1972 — Опасный поворот

1973 — Нейлон 100%

1976 — Дни Турбиных

1981 — Факты минувшего дня

1984 — Время и семья Конвей

1986 — Семь криков в океане

Здесь и лирическая, нежная экранизация пушкинской Метели, и знаковый Щит и меч, и гениальный, преисполненный глубочайшего лирического драматизма Битва в пути. Непреходящим вниманием зрителей пользуются ленты Опасный поворот и Дни Турбинных.

Рекомендую.

Рейтинг 4,2

Первые радости, первая любовь
Первые радости, первая любовь
Первые радости, первая подпольная типография
Первые радости, первая подпольная типография
Необыкновенное лето. Стол неплохой.
Необыкновенное лето. Стол неплохой.
Необыкновенное лето. Ликуют - победа над белыми. Настоящей кровью еще предстоит умыться.
Необыкновенное лето. Ликуют - победа над белыми. Настоящей кровью еще предстоит умыться.


promo lsvkiev january 22, 2018 09:00 96
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен, и приглашаю разместиться за 10 жетонов.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened