lsvkiev (lsvkiev) wrote,
lsvkiev
lsvkiev

Category:

Литературная студия. О необходимости критики

Отсутствие критики губительно для любого творческого человека, в том числе писателя. Это фактически запрет на развитие. Автор и читатель (зритель, слушатель, житель, созерцатель) воспринимают текст (образ, мелодию, комфорт) совершенно по-разному. (Остановлюсь на текстах). Неудачные слова, эпитеты, сравнения, фразы усложняют понимание текста читателем, делают его непонятным и непривлекательным.
Мастера слова Гоголь Пушкин, Некрасов, Островский, именно в Литературных кружках, когда читали свои произведения (или отрывки из них) шлифовали свой талант, гранили алмаз дарования, превращая его в бриллиант. Инструментом огранки была критика, советы коллег по цеху.
Конечно, критика – дело тонкое. Тут важен профессионализм, и уместность.
Профессионализм должен подчеркивать, явно подчеркивать достоинства (если они есть, иначе графомания, трата времени и сил) и очень деликатно, но твердо и объективно указывать на неудачные места. Этой критике активно учат в современных литературных институтах. Ведь в конечном итоге именно автор должен подстраиваться под читателя, если, конечно, он хочет, чтобы его услышали.
Даже мистический бред находит своего читателя. Даже бессмысленный псевдо текст становится знаменем в чьих-то руках, и ярчайший пример – Велесова книга.
Профессиональная критика также должна быть уместна. То есть, нет смысла анализировать неудачное издание, если проходит распродажа и автор подписывает приобретенные экземпляры. Критика недостатков должна быть кулуарна; цель ее исправить недочеты, повысить мастерство автора, а не унизить его публично. Дамы выбирают ткань и подбирают модель платья к этой ткани, но их не интересуют пуско-наладочные работы в ткацком цеху.
Все авторы болезненно относятся к своему детищу, и нужно максимально щадить самолюбие. Впрочем, это ведь относится к каждому человеку, к любой сфере жизни и деятельности. Поэтому не менее важно в критическом разборе подчеркивать то хорошее, что найдено автором, те моменты и тонкости, которые сделают произведение запомнившимся и понравившимся.
Но и сам автор должен искать не только своих читателей и почитателей, но и своих критиков, которые дадут индивидуально точные замечания. Никто не сомневается в писательской гениальности Жюля Верна. Но его талант полностью расцвел благодаря его другу, издателю-редактору Пьеру-Жюлю Этцелю. Он не вмешивался в творческий процесс, но направлял сюжет в такое русло, которое было максимально интересно читателям.
Хорошая, конструктивная и уместная критика подобна профессиональному водителю. Машина и сама может ехать, если ее завести; но водитель направляет ее путь в нужную точку, безопасно для пассажиров, пешеходов и самой машины.
Не обязательно любить критику, но обязательно ее учитывать.

003
Tags: литературная студия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Молитва

    Из старого – Ххоосссссссссспоти, все твари (кроме бактерий, которые почкуются) парами, а я один-одинешенек. Пробовал размножаться сам с собой, но……

  • Сбылась мечта

    Точнее, реализовал желание. Давно хотел побывать на пасху в Святониколаевском монастыре, село Рыхлы. Зачем - мне трудно самому понять, ведь религия…

  • Итоги месяца

    Результат не очень хороший, 15/30=0,5, или 50%. Причины разные, и внутренние (преимущественно), и внешние - весна, работы больше. Но главное - это…

promo lsvkiev january 22, 2018 09:00 96
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен, и приглашаю разместиться за 10 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments