lsvkiev (lsvkiev) wrote,
lsvkiev
lsvkiev

К вопросу о рентабельности

Присказка
Недавно девушка в куриной группе задала правильный, но интересный вопрос: какую цену установить на изготовленную ею тушенку из курицы. Ей не менее справедливо ответили, что посчитай свои затраты и прибавь стоимость труда. Стало ли яснее спрашивавшей? Ничуть, и я в итоге поясню, почему.
Справедливость вопроса вызвана неясностью ситуации. Что выгоднее, покупать яйца, птицу, продукты растениеводства, или выращивать/производить самостоятельно? Легче понять ситуацию, если производить товарными партиями. Товар – это изначально ориентированное на покупателя производство. И если денег от продажи хватает на жизнь, то кажется, что рентабельность положительная. Именно кажется, потому что редко встретишь столь узкоспециализированное хозяйство, что можно говорить о реальной рентабельности. А если продукция нескольких наименований, то нужно считать по каждому виду, и рассматривать в комплексе. Например, хозяйство производит только суточных цыплят под своей наседкой. Но тогда кроме цыплят есть и помет. Что это, товар для продажи, или статья затрат, ведь его нужно утилизировать?
Из чего вообще состоят затраты, например, по выращиванию курятины и изготовлению консервов. Да, есть прямые постоянные затраты, есть переменные, есть труд. Почему-то никто не назвал амортизацию. А вот на что именно начислять ее – поле просто неимоверно большое для дискуссий. Может быть, стоит провести обсуждение?
Нет, это бессмысленно, и вот почему.
Потому что не учтены еще две составляющие рентабельности. Точнее, два фактора, влияющие на прибыльность. В современных условиях речь про отрицательную рентабельность не может идти, дотации государство практически не дает.
Первый фактор – это деловая репутация. ЗАЗ-969 и Мерседес S-500 – автомобили. Самогон от дяди Васи и грузинский коньяк КВВК – алкогольные напитки. Но хорошие машины и хорошие напитки стоят дороже не только потому, что они более тщательно изготовлены. Они дороже прежде всего в силу репутации производителя.
И я не думаю, что репутация тети Дуси на местном базаре будет для незнакомого покупателя выше, чем репутация известного бренда.
Второй фактор – ответственность. Не пресловутая социальная, когда товар удорожают по причине «зеленого офиса», а готовность материально, деньгами отвечать перед потребителем, если будет произведен некачественный товар. Думаю, только официально зарегистрированные производители сельхоз продукции, прошедшие все круги ада по сертификации, готовы к этому. И в своей себестоимости они это учитывают.
Так что чем высчитывать все до копейки, проще поступать так как поступают многие у нас в селе:
— Продайте яйца (виноград, молоко, творог, что угодно).
— А сколько это сейчас стоит на базаре в городе?
— Столько-то.
— Вот и бери за столько-то.
И продавца не интересует, что для продажи на базаре нужно собрать товар, потратиться на поездку (туда и обратно), заплатить за место на рынке, потратить много времени с неопределенным итогом. Но, по крайней мере, методика есть.
Кроме того, понятие «доход» в данном случае весьма условно. Допустим, курятина мне дает яйца. Одна курица дала в месяц (это пример) 20 штук. Рыночная цена 2,0 грн за штуку. Принесло ли мне это доход в 40 грн? Нет, потому что это не реальные деньги, я их всего лишь не потратил, а съел яйца. Но если куры несут в день 20 штук, и я все равно съедаю только одно, появляется ли у меня доход в 38 грн? Нет. Потому что яйца нужно еще превратить в товар, то есть реализовать.
Поэтому и можно говорить только о некотором подобии учета. Но даже такое подобие поможет. При желании.

Решение
Итак, считать надо. Потому что если не вывести рентабельность хотя бы в ноль, то нужны дополнительные средства. Те случаи, когда должно быть нечто «домашнее» и «без химии» я не рассматриваю, потому что это вне экономики, и цифрам тут не место.
Решения, кажется, могут быть разными. Это и ручная запись на бумагу, и использование оргтехники, и программного обеспечения. Но различие – лишь видимое. Основа – записи и обработка записей по какому-то алгоритму. Лично я предпочитаю оргтехнику. Она не ошибается, она считает именно так, как ее попросил считать. И никакой отсебятины. А если что-то пропустили и забыли учесть – то все равно, куда не записывать.
Кроме того, обработка записей на компьютере нагляднее, одни и те же цифры можно представить и графиком, и таблицей, проще изменить сортировку или представление.
Напрашивается Эксель. Отличный табличный редактор, множество встроенных формул, есть возможность применять некоторые формы. Есть и графики. Но Эксель как база данных все-таки не слишком хороша. Нужно что-нибудь более приспособленное к интерпретации результатов, более простой ввод, и более наглядный вывод. Среди встроенных в Офис продуктов стоит прежде всего попробовать Microsoft Office Access.

Задача
Некий продукт, изваянный мною в Аксцессе, я и хочу предложить вашему вниманию.
Дело в том, что у меня очень небольшой круг наблюдения. И мне достаточно не сложно вести записи, все расходы относятся к одному доходу. Но если подопытных много, если затраты очень разнообразны, если переходящий остаток запасов весьма различен, то я не знаю, как поведет себя эта база данных, удобно ли будет в ней считать. (Про точность я не сомневаюсь, но вот что считать – вопрос).
Поэтому я ищу добровольцев, кто согласится протестировать эту базу данных. Условие – регулярные записи и внятное изложение недостатков. Потому что только так можно исправить недочеты, или выяснить, что сам подход в принципе неверный, и задачу нужно решать иначе. Ничего, отрицательный результат тоже результат. Понятно, что на смартфоне это не сделаешь, нужен комп (или ноут) с установленным Офисом (не выше 2003).
Преимущество моего варианта я вижу в том, что можно многократно копировать базу. И таким образом вести учет отдельно хоть по каждой курице, хоть по породам, хоть по объектам. Не ограничивается ни число записей, ни виды доходов или затрат, ни период учета.


Выбран период - июль. Внизу слева сумма затрат за месяц - 32 грн, всего приобретено кормов 5,33 кг (две нижние строчки не видны) Справа указан доход - 32 яйца по 2 грн на сумму 64 грн. Итого прибыль составила 32 грн. Цифры реальные


Запись вида затрат выбирается из заданных значений, которые несложно дополнять или изменять. Слева показан процесс выбора, три вида ветпрепаратов, корма и прочее. Эти затраты не были сделаны в июле, и поэтому не вошли в затраты месяца.


Точно такой же список, как и по затратам есть и по доходам. Количество записей в день не ограничивается.


Так выглядит список, это список затрат, и по такому же типу есть список доходов.
Tags: lsvkiev, инструмент, наблюдения, статья
Subscribe

  • Ошибка правительства - электроэнергия

    Для того, чтобы жить богато, нужно работать много и эффективно. Причем количество труда на втором месте после эффективности. Это означает, что чем…

  • О вознесении молитв

    Подсказал Александр Миров Храм – это место для совершения обрядов и вознесения молитв. Правда, это второстепенные задачи, главное – подарить деньги…

  • Масленица

    То, что все репостят чужие фотки, и не могут при этом от себя сказать самое простое поздравление с масленицей – уже не удивляет. Но вызывает активное…

promo lsvkiev january 22, 2018 09:00 96
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен, и приглашаю разместиться за 10 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments