lsvkiev (lsvkiev) wrote,
lsvkiev
lsvkiev

1947 Сельская учительница

Посмотрел.
Понятно, что каждый кулик свое болото хвалит. Поэтому партия и правительство выделяли деньги на такой кинематограф, какой был им нужен. А нужен только такой, который прославляет линию партии и правительства.
Впрочем, походя лента цепляет несколько линий, в том числе и о месте женщины в семье и социалистическом обществе. Ведь в фильме даже не зашифрована тема специфической литературы, когда женщина сама добивается мужчины. В принципе в активности женщины нет ничего плохого, но в художественной ленте следовало бы этот деликатный момент показать более логически, постулат «увидела – влюбилась» просто не срабатывает. Потому что любовь к мужу – это первый этап на пути к любви своего ребенка. И если ребенка нет, если материнство не пришло, то что-то пошло не так.
Но это в обычной жизни. В «киношной» же все как раз правильно. Зачем семья, зачем дети, если есть более важные задачи – служение государству. То есть все поставлено с ног на голову: не держава для людей, а наоборот.
Вопрос авторитета приезжего из большого города в село – сложный, психологический момент, который зачастую решается очень сложно, драматически, и нередко трагически. Каждый такой приезжий, будь то учитель, агроном, строитель, ветеринар, работник культуры, врач, имеет определенный аванс уважения. Но этот аванс быстро тает, когда оказывается, что это такой же человек, и ему приходится решать те же бытовые проблемы. Да, знаний у него больше, но они схоластические, а жизнь требует практических навыков. Поэтому завоевание авторитета окриками типа «не смей!» не только далеко от реалий, но и вызывает неверие ко всему фильму, ко всей его внутренней логике.
Семейная жизнь героини показана мало, но достаточно ярко, чтобы зрители поняли и уяснили: сама по себе женщина в семейной жизни ничто, ее удел во всем слушаться своего повелителя. Что бы он ни делал – он прав, ибо заботится обо всех.
Один из главнейших моментов фильма – оправдание коллективизации. Она лишь упоминается, ведь у героини даже драной курицы нет, что же тут обобществлять. Но кулаки поняли, откуда дует ветер, и решили сжечь школу. Чем школа виновата, не ясно, ведь уроки по росту социального самосознания в сетке не предусмотрены. То есть ни партейцы, ни советские работники угрозы для кулаков не представляли. И достаточно просто прийти к ним, поговорить, и они раскаялись.
Есть и откровенные несуразности.
Вот неожиданно вторая мировая война превратилась в Отечественную. Бывшие ученики уезжают на фронт. Непобедимую мощь державы символизирует ряд новеньких артиллерийских орудий и… форма образца 1943 года (на самом деле она конца 1942, но так вернее ее называть).
Короче говоря, полный отстой. Снято крайне неубедительно, пропагандистский пафос зашкаливает. Это и неудивительно для Марка Донского который специализировался на политических поделках по славу партии.
А вот актерский состав – отдельная тема. Кроме Веры Марецкой, сыгравшей главную героиню, в фильме участвовали Ростислав Плятт, Павел Оленев, Владимир Белокуров, Алексей Консовский, Борис Рунге, Михаил Глузский… К сожалению, все они участвовали только лишь в коротких эпизодах.
Не рекомендую.
Рейтинг 3,2


Коллаж из кадров
Tags: рецензия, фильм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo lsvkiev january 22, 2018 09:00 96
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен, и приглашаю разместиться за 10 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments