lsvkiev (lsvkiev) wrote,
lsvkiev
lsvkiev

1955 Чужая родня

Как у меня оказался этот фильм - не знаю. Но если посмотреть на список участников и создателей, то интерес появится обязательно.


Автор сценария по собственной повести - Виктор Тендряков (повести Падение Ивана Чупрова (1953), Среди лесов (1953), Ненастье (1954), Не ко двору (1954), Ухабы (1956), Чудотворная (1958), Суд (1960), Тройка, семёрка, туз (1961), Чрезвычайное (1961), Короткое замыкание (1962), Путешествие длиной в век (1964), Находка (1965), пьеса Белый флаг (1962, совместно с К. Икрамовым), романы Свидание с Нефертити (1964), Тугой узел (1956), За бегущим днём (1959).
Режиссер-постановщик - Михаил Швейцер. Среди его работ как режиссера 1949 Путь славы, 1954 Кортик, 1955 Чужая родня, 1957 Тугой узел, 1960 Мичман Панин, 1960 Воскресение (и сценарист), 1965 Время, вперёд! (и сценарист), 1968 Золотой телёнок (и сценарист), 1975 Бегство мистера Мак-Кинли, 1979 Маленькие трагедии (и сценарист), 1984 Мёртвые души (и сценарист), 1987 Крейцерова соната.
В главых ролях Николай Рыбников и Нонна Мордюкова. В презентации не нуждаются.
Роли второго плана исполнили Николай Сергеев (более сорока работ в кино), Александра Денисова (80 работ), Елена Максимова (более 80 работ), Степан Крылов (порядка полусотни), Любовь Малиновская (около ста), Леонид Кмит (Кмит!!), Владимир Гуляев (во время войны в 20 лет стал летчиком 826-го Витебского штурмового авиаполка 335-й штурмовой авиадивизии 3-й Воздушной Армии), Юрий Соловьёв (трижды режиссер, единожды сценарист и актер в ста примерно фильмах), Геннадий Юхтин (более ста фильмов), Елена Вольская (тоже более ста фильмов).
Казалось бы, специальный, исключительный состав собран. Но это не так. Состав просто качественный, и многим участникам постановки еще только придется доказывать, что они состоявшиеся художники.
Сюжет прост, как кирпич. Молодой человек, супруг, живет в доме у своей жены. Но у жены и ее родителей совершенно иной взгляд на колхоз, нпа общественную жизнь. Они единоличники, имеют свое домашнее хозяйство, а герой, Фёдор Соловейков, всей душой болеет за колхозное дело. Хотя и не член колхоза. Он как тракторист работает в МТС, и возглавляет не колхозную, а тракторную бригаду. Жить в доме, где его попрекают куском хлеба, который он зарабатывает (в МТС были не пустые трудодни, а твердая зарплата), он не может и уходит из дома. Стеша, его жена, которую прекрасно сыграла Нонна Мордюкова, устраивает публичные концерты, валяется на земле с воплями и упреками. Точно так, как сейчас (судя по юмористическим клипам), некоторые дамочки выпрашивают себе шубу или бижутерию.
Формальным поводом к примирению и воссоединению послужили 25 яблок, которые он принес в роддом жене. Ну, и возможность жить молодой семье в выделенной правлением комнате.
В фильме применен метод закадрового дикторского текста. Он пытается хоть отчасти заменить размышления героев, их эмоции и переживания, которые не удалось передать с помощью актерской игры или режиссерских решений. В конечном итоге получается, что Стеша тупо вернулась к мужу только из-за любви к нему. Но ведь фильм должен был продемонстрировать роль идей социализма в перевоспитании отсталого человека, силы производственного коллектива и комсомола. Но это не было показано ни актерской игрой, ни дикторским текстом. Так что не совсем ясно, с чего все началось и загадка, откуда happy end.
Принято считать, что образцом, эталоном лакировочного фильма является лента 1949 Кубанские казаки. Это не так на самом деле. Казаки - лакировка, если считать фильм образцом реализма. Но если смотреть на Кубанских казаков как на легкий фэнтези, то это всего лишь цель, жить хорошо.
А вот 1955 Чужая родня - это отличный, прекрасный образец лакировки. Избы, в которых горница что вдоль, что поперек широка и необъятна. Костюмы с галстуками у ребят перед выходом на танцы. Преданность колхозному делу просто потрясает, на общем собрании постановили весной не обрабатывать частные огороды, пока не закончат сев. Тут есть и противоречие, потому что многие домашние огородные растения сеют раньше, чем зерновые на полях.
Так что, лакировка - лозунг фильма?
Нет. Нищета. Нищета во всем, и это не скрыть даже при желании. У половины мужского населения села - старая военная форма. Любимая куртка - ватник. То есть и через десять лет после войны колхозники не могут купить одежду. Костюмы, белые рубашки с галстуками для клуба - это дань фильму. Ведь кино - сигнал, как нужно одеваться, вот что такое красота и культура. Показывают идеал, и все должны понимать - это цель. При этом видеть в остальном реальную картину, иначе фильм полностью не будет восприниматься массовым зрителем.
Интерес ли фильм? Да, двум категориям. Тем, кто интересуется старым советским послевоенным бытом, и сумеет отделить правду от вымысла, и кинокритикам. Этот фильм интересно разбирать с точки зрения теории, что удалось режиссеру воплотить, что нет. Как зрителю он мне не понравился. Хотя актеры играли прекрасно, особенно .... нет, выделить одного-двух не могу.


Tags: рецензия, фильм
Subscribe

  • Девушка шла

    Девушка шла. Девушка шла к своей цели. Сдержанная, легкая тень улыбки выдавала ее мысли. Размеренная, красивая походка. Без излишней спешки и…

  • [весна победила]

    1. З-а Весна пришла незаметно. Она скромно прислонилась своей широкой попой к зиме, и все облепила тяжелым мокрым снегом. — Ой, я так устала!…

  • Снег укрыл землю

    Вы тоже заметили? Как-то неожиданно стало спокойнее, ровнее, тише. Нет цунами, землетрясений, карстовых провалов. Планомерно день сменяется ночью,…

promo lsvkiev january 22, 2018 09:00 96
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен, и приглашаю разместиться за 10 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments