lsvkiev (lsvkiev) wrote,
lsvkiev
lsvkiev

Новый взгляд на старые имена

Оригинал взят у lsvkiev в Андрей Юрьев: Штрихи к биографии Мейерхольда
Не сомневаюсь, что многие будут шокированы высказываниями Вассермана о Мейерхольде. Но в этих высказываниях сильно уязвимо лишь одно - сомнение в гениальной одаренности Мейерхольда-режиссера. Мейерхольд - гений не только на фоне Серебренникова. Мейерхольд - один из тех примеров, что подтверждают печальную истину: гений и злодейство все-таки совместны. Помню, как я еще в студенческие годы читал в ЦГАЛИ стенограммы устных выступлений Мейерхольда 20-30-х годов, которые были ИМЕННО ДОНОСАМИ - иного слова не подобрать. Скажут, что в тех реалиях это было неизбежно? Отнюдь! Станиславский, к примеру, ничем подобным не занимался. И Булгаков. Да и многие другие. И вообще - тем, кто возмущается "культом" Сталина, неплохо бы пристальнее присмотреться ко многим своим любимцам, ставшим жертвами этого "культа".

Прав был все-таки Вадим Кожинов: "В книге Л. Максименкова, как и во множестве других сочинений на ту же тему, резко противопоставлены два периода в истории культуры — до середины 1930-х годов и последующий, изобилующий уродливыми явлениями «культового» характера и т. п. Верно, что культ Сталина непомерно разросся в это время, но в какой-то мере за счет других — по-своему также «уродливых» — культов. Так, например, сейчас уже мало кто представляет себе во всем его объеме культ В. Э. Мейерхольда. В 1935 году в центре Москвы началось строительство нового монументального здания «Государственного театра имени Мейерхольда» (основанный в 1920 году под названием «Театр РСФСР 1-й», он с 1923-го стал называться именем своего главного режиссера). Здание это всем известно, ибо оно было в сильно «укороченном» виде достроено в 1940 году в качестве Концертного зала им. П. И. Чайковского. По первоначальному проекту оно должно было быть в два с лишним раза выше и увенчиваться громадной фигурой самого Мейерхольда, стоящего в несколько странной позе — с расставленными ногами и руками (похожая поза — у небольшой статуи дипломата В. В. Воровского, установленной — правда, только после его гибели — перед бывшим зданием Наркоминдела на углу Кузнецкого моста и Б. Лубянки). С проектом здания «Театра имени Мейерхольда» можно познакомиться в изданной в 1936 году книге «Генеральный план реконструкции города Москвы. 1. Постановления и материалы» (c. 98), и он оставляет сегодня, надо прямо сказать, тяжелое впечатление.
В том самом 1936 году Мейерхольд как бы с высоты своего строящегося прижизненного монумента заявил (26 марта; опубликовано в № 4 журнала «Театр и драматургия» за 1936 год), что Михаил Булгаков принадлежит к таким драматургам (см.: Дневник Елены Булгаковой. — М., 1990, с. 368), «которые, с моей точки зрения, ни в какой мере не должны быть допущены на театральную сцену», и возмущался, что в театр Сатиры «пролез Булгаков» (на деле великий драматург не смог туда «пролезть»). Между тем Л. Максименков, с горячим сочувствием повествуя о гонениях 1936 года на Мейерхольда, не обмолвился ни словом о мейерхольдовской атаке на Булгакова…" ( http://e-libra.su/r…/145278-rossiya-vek-xx-j.-1901-1939.html ).
Но к слепым и глухим обращаться бесполезно - ничего не увидят и ничего не услышат.

Алина Полякова
21 ч
"...Некоему Серебренникову, считающемуся театральным режиссером, присуждена европейская театральная премия под названием «Новая театральная реальность». Причем небывалый в истории этой премии случай — за кандидата Серебренникова проголосовали в первый же раз, когда он был на эту премию представлен. Обычно ее дожидаются лет по 5-10 с момента первого включения в список номинантов.

Понятно, почему коллеги так поторопились: Серебренников действительно построил новую театральную реальность. В его студии, как известно, в иную, отличную от нашей реальность убыли примерно 200 миллионов рублей (причем понятно, что главный режиссер театра не может не знать, что на его затеи тратится лишь небольшая часть денег, выделенных государством). Он знает, что сколько стоит.

Кроме того, у него есть еще одна несомненная заслуга перед новой театральной реальностью — уничтожение старой. Театр имени Гоголя никогда не был лучшим в Москве — быть лучшим в Москве вообще трудно, учитывая, что театров Москве многие десятки. Но это был театр классической школы, восходящей еще ко временам, когда сам Станиславский был не режиссером, а начинающим актером. И то, что этот театр фактически уничтожен, а на его месте создан стриптиз-клуб с похабными шутками под названием «Гоголь-центр» - это, на мой взгляд, несомненная заслуга перед современной тошнотворческой концепцией, по которой классика — это вего лишь повод для издевательств над ней, над публикой, хорошим вкусом и здравым смыслом.

И понятно, что коллеги Серебренникова по разрушению общества в целом и культуры в частности должны были рано или поздно высоко оценить его заслуги в этом разрушительном деле..."

"...Сейчас в интернете усиленно вспоминают режиссера Мейерхольда, чей театр был закрыт в 1938-м, сам он был арестован в 1939-м и расстрелян в 1940-м, оставив заявление о том, как свирепые следователи избивали его.

Мейерхольд был примерно в той же степени творцом новой театральной реальности (то есть разрушителем старой), что и Серебренников. Хотя надо сказать, что он все же усвоил кое-какие азы актерского и режиссерского искусства и на фоне Серебренникова несомненный гений. Но, судя по документам и воспоминаниям, рассекреченным и опубликованным в постсоветскую эпоху, арестовали и расстреляли Мейерхольда вовсе не потому, что он был творец. А потому, что он, будучи ультралевым коммунистом примерно троцкистского толка, известен помимо прочего сотнями доносов на своих коллег, сотнями доказательств того, что коллеги менее его преданы делу коммунизма и заслуживают скорейшего истребления.

И, к сожалению, некоторым его доносам дали ход в те печально знаменитые 17 месяцев Большого Террора, когда несколько интриг, затеянных в среднем звене партийного аппарата и высшем звене НКВД, наложившись друг на друга, дали взрывной эффект — и практически каждому доносу, даже самому нелепому, давали ход.

И вот когда наступила эпоха Большой Чистки, когда стали разбираться в том, что натворили во время Большого Террора и кто в этом виноват — Мейерхольд вполне закономерно оказался осуждён по сути именно за то, что вытворял со своими коллегами. За то, что уничтожал не только культурный слой русского театра, но и оказался причастен к физическому уничтожению многих его деятелей..."
Tags: жизнь, культурка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo lsvkiev january 22, 2018 09:00 96
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен, и приглашаю разместиться за 10 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments